Школьные сочинения по литературе
Поиск
Интересно
Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Парус» (восприятие, толкование, оценка)

     Анализ стихотворения
     
     1. История создания произведения.
     
     2. Характеристика произведения лирического жанра (тип лирики, художественный метод, жанр).
     
     3. Анализ содержания произведения (анализ сюжета, характеристика лирического героя, мотивы и тональность).
     
     4. Особенности композиции произведения.
     
     5. Анализ средств художественной выразительности и стихосложения (наличие тропов и стилистических фигур, ритмика, размер, рифма, строфика).
     
     6. Значение стихотворения для всего творчества поэта.
     
     Стихотворение «Парус было написано М.Ю. Лермонтовым в 1832 году. Он оставил учебу в Московском университете и приехал в Петербург в надежде продолжить образование. Однако учиться в столичном университете не пришлось: студенты, исключенные из Московского университета, не принимались в другие учебные заведения. Лермонтову пришлось поступить в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. В этот период он много размышляет, часто гуляет у Финского залива. В одну из таких прогулок и было создано это стихотворение.
     
     Жанр «Паруса» – лирическая новелла; произведение мы можем отнести к философской лирике, в которой присутствует символический пейзаж. Произведение насыщено романтическими образами и мотивами.
     
     Исследователи неоднократно отмечали аллегоричность образов стихотворения. Так, «парус одинокий» ассоциируется у нас с образом лирического героя, море же – с жизнью. Все три строфы стихотворения построены по одной схеме. Первые два стиха передают состояние природы, заключительные два – состояние человеческой души. Однако в первой строфе герой и парус удалены друг от друга. Первый находится на берегу, а второй – «в тумане моря». Однако это родственные образы. Блуждающий в тумане парус и герой, блуждающий в «житейском море». В первом четверостишии движения, динамики в пейзаже практически нет, всюду царствует покой:
     
      Белеет парус одинокой
      В тумане моря голубом!..
      Что ищет он в стране далекой?
      Что кинул он в краю родном?..
     
     Парус же, олицетворяющий лирического героя, напротив, неспокоен. Это состояние мятущейся души передано глаголами: «кинул», «ищет». Герой стихотворения, вероятно, чувствует горечь каких-то потерь и пытается обрести гармонию в своем внутреннем мире.
     
     Вторая строфа пространственно сближает лирического героя и видимый им пейзаж. Объективный наблюдатель словно перемещается с берега на само судно: он слышит свист ветра, скрип мачты, видит игру волн[57 - Ломинадзе С.В. На фоне гармонии (Лермонтов). – Теория литературных стилей. Типология стилевого развития нового времени. М., 1976, с. 351–355.]. В этом же четверостишии мы видим ответ на вопрос, поставленный героем в начале стихотворения:
     
      Увы! он счастия не ищет
      И не от счастия бежит!
     
     Частица «увы» здесь говорит нам о разочаровании человека, об усталой душе, не верящей в саму возможность счастья. Между тем это понятие является главным для лирического героя[58 - Кормилов С.И. Поэзия М.Ю. Лермонтова. В помощь преподавателям, старшеклассникам, абитуриентам. М., 2000, с. 77.].
     
     Третья строфа, по замечанию В.М. Марковича, создает «грандиозный образ вселенской гармонии»:
     
      Под ним струя светлей лазури,
      Над ним луч солнца золотой…
     
     Разрушить этот образ может лишь буря, но именно к ней стремится парус и душа лирического героя:
     
      А он, мятежный, просит бури,
      Как будто в бурях есть покой!
     
     Образ бури и образ покоя в «Парусе» антитетичны. Это «типичные для романтизма пейзажные эквиваленты соответствующих душевных переживаний»[59 - Лион П.Э., Лохова Н.М. Литература: Для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учебное пособие. М, 2002, с. 175.]. Но каждый из них является своеобразным романтическим идеалом для героя. Душа его жаждет воссоединить несоединимое. В стихотворении звучит «намек на потребность воссоединения противоположностей, ни одна из которых не может удовлетворить вполне»[60 - Маркович В.М. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Парус». – Анализ одлного стихотворения. Межвузовский сборник. Л., 1985, с. 126, 130.]. Очевидно, именно в этом для него заключается счастье.
     
     Композиционно произведение делится на три части (построфно). В первой части герой словно загадывает нам загадку о таинственной судьбе паруса. Вторая часть содержит уже некое предположение. Третья часть – ключ к непостижимой душе лирического героя, отождествляющего себя с парусом.
     
     Стихотворение написано четырехстопным ямбом, катренами, рифмовка – перекрестная. Лермонтов использует разнообразные средства художественной выразительности: эпитеты («луч солнца золотой»), инверсию («В тумане моря голубом»), анафору и синтаксический параллелизм («Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?..»), аллитерацию («Над ним луч солнца золотой»), ассонанс («В тумане моря голубом»).
     
     Стихотворение «Парус» в определенном смысле задало тон некоторым мотивам всего творчества Лермонтова. Так, схожие мотивы (бури, одиночества, побега, счастья) мы встречаем в таких произведениях, как стихотворения «Крест на скале», «На севере диком стоит одиноко», «Выхожу один я на дорогу», «Тучи», «Утес», «Листок», поэма «Мцыри». Стихотворение «Парус» вызывает неизменный интерес современной критики.